В этой статье мы поговорим о востребованной digital-профессии «SMM-менеджер». А именно: расскажем, кто это и чем он занимается, а также какие инструменты использует в работе. Проведем анализ зарплат, чтобы узнать, сколько зарабатывают СММщики.
Покажем, где искать работу и как стать SMM-специалистом с нуля.
Кто такой SMM-менеджер: описание профессии
SMM-менеджер (он же СММщик или SMM-специалист) — это специалист в области digital-маркетинга, который занимается продвижением бизнеса в популярных социальных сетях: Вконтакте, Instagram, Facebook, Одноклассники. Он ведет группы и аккаунты, разрабатывает контент-стратегию, настраивает таргетированную рекламу, общается с целевой аудиторией.
Часто СММ-специалисты берут на себя задачи копирайтеров, контент-менеджеров, интернет-маркетологов и таргетологов. Они публикуют контент в сообществах клиента, привлекают новых подписчиков и пишут статьи.
Также в число задач SMMщиков входит создание положительного образа компании/бренда в сети. Они публикуют контент, который повышает доверие аудитории к бренду или продукту.
Чем занимается SMM-менеджер: обязанности и ключевые навыки
Теперь давайте более детально рассмотрим профессию SMM-менеджера. А именно: изучим основные обязанности и ключевые навыки СММ-специалиста.
Обязанности и навыки:
- Поиск целевой аудитории.
- Сбор и сегментация ЦА через парсеры (актуально для социальной сети Вконтакте).
- Настройка таргетированной рекламы в Facebook, Instagram, ВК и Одноклассниках.
- Разработка контент-плана.
- Публикация контента в сообществах и аккаунтах клиента.
- Разработка стратегии продвижения.
- Поиск блогеров и сообществ для рекламы.
- Создание креативов для рекламы.
- Общение с аудиторией: ответы на вопросы в комментариях и личных сообщениях.
- Создание положительного образа бренда в сети.
- Создание отчетов о проделанной работе.
- Работа с текущими инфоповодами.
- Соблюдение KPI (ключевые показатели эффективности).
- Анализ прироста аудитории и поиск наиболее эффективных способов привлечения клиентов.
- Проведение конкурсов, розыгрышей и опросов.
- Планирование рекламного бюджета.
- Разработка УТП.
- Написание постов разных форматов: развлекательные, информационные, продающие.
Инструменты SMMщика
При ведении и продвижении клиентских проектов, SMM-специалисты используют различные сервисы и программы. Давайте рассмотрим популярные инструменты, которые пригодятся любому СММщику — как начинающему специалисту, так и опытному SMM-менеджеру.
Инструменты (сервисы/программы):
- Рекламные кабинеты Facebook, Вконтакте и myTarget. Эти инструменты нужны для настройки таргетированной рекламы.
- Microsoft Excel или Google Таблицы. Для создания отчетов о продвижении и разработки контент-стратегии.
- Adobe Photoshop. Для создания рекламных баннеров и обложек для постов.
- Сервисы отложенного постинга. Например, SMMPlanner. Они помогают автоматизировать процесс публикации постов в социальных сетях.
- Парсеры. Например, TargetHuntet или Церебро Таргет. Актуально для ВК. Они помогают собрать и сегментировать целевую аудиторию для настройки таргета.
Сколько зарабатывает SMM-специалист: примерные цифры
Теперь поговорим про деньги. А если быть точнее, то посмотрим, сколько зарабатывают SMM-специалисты в России.
Для этого изучим данные с сайта TRUD.com.
Средняя зарплата СММщика в месяц — 31 796 руб.

На графике ниже можно посмотреть уровень средней ЗП за последние 12 месяцев. Серьезная просадка наблюдалась только в июне.

Чтобы получить больше представление о доходах SMM-специалистов, давайте посмотрим данные с сайта HH.ru.

Как видите, месячный доход SMMщика начинается от 40 000 рублей.
Речь идет про работу в офисе или удаленную работу по найму. Мы не берем в расчет фрилансеров. Доход SMM-менеджер на фрилансе зависит от цены услуг и количества клиентов в месяц.
Простой пример: Евгений — SMMщик. У него есть портфолио — 5 успешных кейсов. Поэтому он продает свои услуги за 15 000 руб/мес.
Чтобы заработать 75 000 рублей за месяц Евгению достаточно найти 5 клиентов.
Как стать SMM-менеджером: с чего начать обучение
Освоить профессию SMM-менеджера можно самостоятельно. Для этого читайте книги по маркетингу, изучайте блоги опытных СММщиков, смотрите видео на YouTube.
Также очень важна практика. Например, найдите 3-4 компании и предложите им свои услуги. Бесплатно. Так вы наберетесь опыта на реальных проектах. Можно устроиться на стажировку в маркетинговое агентство.
Есть еще один вариант обучения — онлайн-курсы. Давайте рассмотрим 2 крутых курса, которые подойдут для начинающих SMM-менеджеров.
«Профессия SMM-специалист» от Skillbox
За время обучения вы научитесь продвигать бизнес в социальных сетях: разрабатывать SMM-стратегии, писать тексты под разные задачи, запускать таргетированную рекламу.

Есть гарантия трудоустройства через 9 месяцев. Первые деньги вы заработаете уже через 4 месяца после начала курса. Также вам выдадут диплом Skillbox.
Кому подойдет обучение:
- Новички.
- Владельцы бизнеса.
- Начинающие SMM-специалисты.
Чему научитесь:
- Создавать контент для соцсетей.
- Строить SMM-стратегии.
- Работать с разными инструментами продвижения.
- Настраивать таргетированную рекламу.
- Собирать комьюнити вокруг бренда.
- Анализировать продвижение.
Стоимость: 4 900 руб/мес. Первые 6 месяцев — бесплатно.
«SMM-менеджер» от Нетологии
Курс за время которого вы освоите одну из самых востребованных digital-профессий. Научитесь комплексно реализовывать SMM-проекты.

Лучшие выпускники попадут на стажировку к партнерам Нетологии. В конце обучения вам выдадут удостоверение о повышении квалификации.
В рамках курса вы научитесь:
- Продвигать бизнес через соцсети.
- Работать с фото, текстами и видео.
- Составлять стратегию продвижения в соцсетях.
- Управлять сообществом подписчиков.
- Автоматизировать процессы.
- Вести работу с заказчиками и командой.
Полная стоимость: 64 935 руб. Можно платить частями: 5 411 руб/мес.
Важно: больше обучающих материалов для начинающих SMM-менеджеров в нашей статье «ТОП-19: Лучшие курсы по SMM — обучение СММ-специалистов с нуля».
Варианты работы: офис, фриланс и бизнес
В этом разделе мы поговорим о вариантах развития SMM-специалиста. А именно: какие форматы работы предполагает профессия.
Без каких-либо выводов или советов. Только обзор каждого формата работы.
Офис
Самый банальный вариант — работа по найму. В офисе или на удаленке.
Это отличный вариант для начинающих SMM-менеджеров — особенно если нет портфолио. Новичкам не придется самостоятельно искать клиентов. Достаточно устроиться в небольшое digital-агентство или в компанию, где требуется штатный СММщик.
Но у этого формата работы есть серьезный минус — потолок зарплат. «Прыгнуть» выше дохода 80 000 руб/мес будет сложно. Особенно в регионах.
Фриланс
Многие офисные SMM-менеджеры мечтают перейти на фриланс. И их можно понять, ведь фриланс — это свобода.
Человек может сам составлять график работы и выбирать только те проекты, которые ему интересны.
Но у фрилансера тоже есть денежный потолок. Обычно это 300 000 рублей в месяц. Также к минусам следует отнести тот факт, что фрилансеру нужно самостоятельно искать клиентов.
Собственное агентство
Опытные фрилансеры, которые достигли своего потолка, уходят в бизнес. Это третья ступень в развитии карьеры SMM-менеджера — собственное SMM-агентство.
Здесь СММщик переходит в статус менеджера: он нанимает сотрудников, ставит им задачи и следит за выполнением KPI.
Главный плюс этого формата работы — владельцу агентства (бывшему SMMщику) не нужно самостоятельно продвигать проекты. Эти задачи выполняют сотрудники.
Но стоит понимать, что в этом случае возрастает зона ответственности. При любой неудаче весь негатив от заказчиков выливается на владельца SMM-студии.
Где и как искать работу: площадки
Теперь давайте поговорим о том, как и где SMM-менеджеру искать работу. Для этого изучим основные площадки для поиска заказчиков и варианты привлечения клиентов.
Где искать работу:
- Биржи фриланса. Искать проекты можно на платформе FL.ru или KWORK.
- Доска объявлений «Авито».
- Сайт поиска работы HH.ru.
- Личный блог. Создайте сообщество во Вконтакте или аккаунт в Инстаграм и публикуйте экспертный контент по SMM. Привлекайте новых подписчиков — например, через таргет. В дальнейшем часть подписчиков станет вашими постоянными клиентами.
Как стать успешным SMM-специалистом: рекомендации
В конце статьи поделимся с вами рекомендациями, которые помогут стать успешным SMM-специалистом.
Советы:
- Отслеживайте текущие тренды в SMM.
- Осваивайте смежные направления: копирайтинг, веб-аналитика, продажи и интернет-маркетинг.
- Постоянно следите за инфоповодами, чтобы обыгрывать их в публикациях.
- Изучите английский язык — минимум до уровня Intermediate.
- Общайтесь с опытными СММщиками в тематических чатах — например, в Telegram.
- Изучайте опыт зарубежных коллег.
- Проходите онлайн-курсы для повышения квалификации.
- Научитесь делать простые Landing Page.
- Разработайте собственное УТП, чтобы выделяться среди конкурентов.
- Заведите личный блог. Публикуйте полезные статьи и делитесь успешными кейсами.